Якобы стать учеником какого-либо Гуру означает вступить в отношения слепого подчинения, где Гуру указывает ученику как жить и что ему делать, вплоть до мелочей, а ученик должен ему слепо подчиняться.
Данный миф является одним из наиболее эксплуатируемых как в СМИ, так и в массовом сознании вообще. При этом предполагается, что Гуру само собой наслаждается ситуацией самообожествления и подчинения ученика, а ученик само собой, настолько безволен, туп и слеп, что делает это по каким-то странным и нелепым причинам, якобы находясь под влиянием каких-то гипнотических чар Гуру, его харизмы, обаяния или магической силы.
Сразу оговоримся - мы рассматриваем и критикуем эти мифы исключительно в отношении своей религии - Санатана Дхармы. Итак, это один из самых одиозных по своей убогости и примитивизму мифов, который нещадно эксплуатируется большинством сектоборцев, сектоведов и сектофобов.
Сам факт наличия отношений Гуру-ученик уже истолковывается ими в негативном смысле. Между тем в самой религиозной традиции индуизма (и буддизма кстати тоже) данные отношения описываются как вершина любых человеческих отношений вообще, существующих в земной культуре. Эти отношения всегда чисты, возвышенны, пронизаны любовью, глубиной и доверием. Эти отношения имеют конкретную мотивацию - передача мудрости, духовных знаний, мастерства.
Но почему же отношения Гуру-ученик в нашей культурной среде рассматриваются так примитивно и убого?
Очевидно, что големам массового сознания не дает покоя тот факт, что в их потребительском мире могут существовать еще и иные категории людей нежели"производитель-потребитель" и иные отношений нежели "продукт и потребитель", и тот факт, что оказывается, в мире есть духовные искатели, ищущие истинную мудрость и духовные мудрецы, носители этой мудрости их раздражает.
Как видим, ни искатели мудрости, ни мудрецы, нынче не в почете, ведь очень трудно заставить людей, ищущих мудрость бездумно следовать рекламе, навязываемой со всех сторон, быть шопоголиками и т.д.
Еще это происходит просто потому, что понятие "Гуру", "ученик" вырывается из общего культурного контекста ведической Дхармы и рассматривается сугубо в рамках нашей российской культуры для которой эти понятия просто не существуют и подменяются вымыслами, сплетнями, слухами, фантазиями как правило, с негативной окраской.
Между тем для Санатана Дхармы, религиозной традиции индуизма данные отношения являются одной из фундаментальных категорий и составляют один из 9-ти главных постулатов, определяющих традицию индуизма.
Известнейшая мантра на санскрите
"Гурур Брахма, Гурур Вишну, гурур дево Махешвара, Гурур сакшат Парабрахма, тасмай шри Гураве намаха"
говорит о том, насколько уважаема традиция такой связи и институт Гуру-ученик.
О важности принципа Гуру, сакральности отношений Гуру-ученик говорят изначальные писания ведической традиции - упанишады, Бхагават Гита, пураны, итихасы, тантры и т.д.
Более подробно о феномене этих отношений можно прочесть в книге Свами Вишнудевананда Гири "Феномен Гуру-йоги".
Отношения Гуру-ученик являются краеугольным камнем для традиции индуизма, буддизма, даосизма, шаманизма и любой серьезной религиозной традиции.
В самом православном христианстве существует понятие духовных наставников - старцев и их учеников - послушников. Существует детально разработанная традиция обучения, включающая в себя воспитание нравственной самодисциплины, смирения, послушания, веры и т.д.
Фактически, старцы, наставники в православном христианстве аналогичны духовным учителям (Гуру) в ведической традиции, а их ученики - послушники, келейники аналогичны ученикам (шишья, чела) в индуизме. Так почему же мы встречаем столько несправедливого отношения, ярлыков, упреков в слепом подчинении в отношении принципа Гуру- чела и не встречаем того же в отношении принципа старец-послушник?
Ответ очевиден -дело в уважении к одной религиозной традиции, ее системе координат,ценностей и понятий и в неуважении к другой.
Вот оно оказывается "где собака зарыта".
Дело не в слепом подчинении, а в неуважении многотысячелетней религиозной традиции, в желании некоторых сектофобски и ксенофобски настроенных граждан перекрутить всю суть духовной традиции выдав свои больные фантазии о Санатана Дхарме за реальность, а саму реальность скрыть за сектофобской риторикой.
Итак
1. утверждать будто в отношениях Гуру-ученик существует слепое подчинение и поклонение - означает грубо лгать о святая святых религиозной традиции индуизма и низводить ее до уровня примитива.
Никогда и нигде мы не найдем ни в священных писаниях Санатана Дхармы, ни в устных наставлениях духовных учителей подобного подхода или утверждения.
Сам подобный подход противоречит этике и культуре садху (духовных искателей) ведической традиции.
Никакой Мастер не желает видеть своего ученика безвольным и слепо исполняющим его волю.
Он видит свою задачу как раз в противоположном - помочь ученику устранить ограничения, обрести наивысшую свободу, божественную мудрость и развить свою волю. Именно с этой целью духовные Мастера обучают учеников философии веданты, методам йоги, тантры, искусству медитации, созерцанию, ритуальной практике и т.д.
Никакой Мастер не желает чтобы ученик действовал слепо, бездумно, не осознанно.
Фактически вся ведическая традиция принципиально настаивает на развитии мудрости (джняна), осознанности, способности к исследованию и самоисследованию (вичара), развитии различающей мудрости (вивека), развитии силы воли (иччха шакти).
2. утверджать, что
Цитата
Гуру указывает ученику как жить и что делать даже в мелочах
как минимум нелепо, потому что если Гуру один, а у него хотя бы сто учеников, а бывает учеников тысячи, десятки тысяч, то трудно себе представить как может один человек лично отдавать указания по мелочам сразу сотням, тысячам и десяткам тысяч учеников.
Напротив, мечтой каждого Мастера является рост мудрости, самодостаточности, целостности ученика чтобы он мог принять ответственность за свой путь, свое служение Санатана дхарме, помощь другим людям и т.д.
Ни авторитарность, ни мелочная опека, ни магическо-гипнотическое влияние не являются стилем Мастеров Санатана Дхармы.
Ведь как и Мастер так и ученик придерживаются принципа самайи - возвышенных духовных обязательств, взаимой духовной ответственности на Пути.
Цитата
Никакой духовный мастер(гуру)не будет принимать решений за ученика,делать вместо него выбор и т. д.ведь подобный подход в корне противоречит пути развития мудрости.
Однако каждый мастер искренне стремится помочь ученику развить осознанность и внутреннюю свободу,которая позволяла бы ему делать верные выборы и принимать ответственность за них.
(Свами Вишнудевананда гири)
Мудрое руководство, передача мастерства и знаний, чистота, возвышенность, чистое видение, любовь и сострадание, утонченность в этике, искренность и обоюдная преданность в отношениях, самоотдача в служении Дхарме - вот что является определяющим в отношениях между Гуру и учеником.
3.
Цитата
При этом предполагается, что Гуру само собой наслаждается ситуацией самообожествления и подчинения ученика
утверждать подобное означает в принципе не понимать самую суть понятия Гуру и отношений Гуру-ученик.
Гуру это не столько человек, сколько принцип мудрости, проявляющейся через тело учителя.
Этот принцип освящен тысячелетней традицией, детально описан в священных текстах и он включает не только конкретного учителя, но и линию предыдущих учителей (парампара) и все семейство святых уичтелей, данной традиции (древо прибежища).
Принцип обожествлений распространяется не на Гуру-человека или личность, а на всех живых существ и не только ученик поклоняется Гуру, но и Гуру поклоняется ученику в своем чистом видении, видя его не только как человека, но и как проявленный божественный принцип.
Само понятие Гуру указывает на Мастера свободного от эго, того, кто освободил свой разум от двойственных понятий и неведения, того, кто непрерывно находится в единстве со Всевышним Источником, Абсолютом, благодаря лично пережитому мистическому опыту - растворения эго.
И фантазировать по поводу того, что какой-либо Гуру наслаждается подчинением ученика является с одной стороны, крайне оскорбительным для последователей Санатана дхармы с другой стороны, говорит о полном непонимании фундаментальных принципов ведической культуры.
Цитата
ученик само собой настолько туп и слеп, что делает это по каким-то странным и нелепым причинам, якобы находясь под влиянием каких-то гипнотических чар Гуру, его харизмы, обаяния или магической силы.
как правило, духовные искатели приходят к своему Мастеру не сразу, а спустя годы, десятки лет духовных поисков, будучи довольно искушенными, начитанными, имея за плечами опыт посещения многих духовных организаций, многократного паломничества в Индию, Непал , Тибет, Таиланд и т.д. десятков и сотен посещенных духовных мероприятий, лекций, учителей, семинаров,т.е. солидный интеллектуальных багаж, состоящий из личного опыта, знания священных текстов разных традиций, разных философских школ и т.д.
Считать ученика какого-либо Гуру якобы глупым, безвольным, непонимающим что он делает, неосознающим своего выбора, означает как минимум сильно не уважать его. Ученик приходит к Мастеру потому что имеет глубинную потребность реализовать на своем опыте - опыт Мастера, обрести мудрость, которую он искал десятки лет, достич мастерства, которым владеет Мастер.
Не отрицая наличия харизмы, обаяния, магических сил Мастеров сразу скажем, что не это является главным в отношениях Гуру-ученик, самое главное - это мудрость и духовная реализация, а также любовь и сострадание из них проистекающие.