В Нижегородской области отпраздновали индуистский праздник
В минувшее воскресенье по всей земле последователи индуизма отмечали один из своих великих праздников – «Дивали», фестиваль огней, символизирующий победу добра над злом. Празднование прошло не только в Индии, Непале и других странах, значительная часть населения которых исповедует индуизм, но и в Нижегородской области, где расположен единственный на территории СНГ индуистский храм и центр ведической культуры «Дивья Лока», основанный русскоязычными индуистами.
Другая культура
«Дивья Лока» (в переводе с санскрита – «божественное измерение, дивный край») основан в 2001 году в экологически чистом месте – деревне Чухлома Ветлужского района. Деревни там давно уже нет, зато есть три храма и монашеские кельи.
От Нижнего дорога занимает около четырех часов. Найти монастырь из-за отсутствия указателей довольно проблематично, но можно представить себе удивление заблудившегося человека, когда тот посреди тайги находит кусочек Индии: статуи божеств, люди в монашеских оранжевых одеяниях, храмовый комплекс…
В «Дивья Локе» проповедуют философию Адвайта Веданты, практическим аспектом, позволяющим реализовать постулаты которой, является йога – система совершенствования тела и души.
Ритуалы и убеждения
Монахи живут на пожертвования, медитируют, делают йогическую гимнастику (асаны) и дыхательные упражнения (пранаяма), изучают священные тексты, уходят в затворничество, а иногда у них случаются праздники. 3 ноября, например, праздновали «Дивали» - возвращение бога Рамы после изгнания, когда его дорога домой освещалась лампадками.
На праздник съехались гости из разных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Хабаровска, Уфы и других. К полудню все монахи, паломники и туристы собрались в алтарном зале. Монахи в оранжевых одеяниях, миряне в белых - все расселись прямо на полу, на плоских подушках, лицами к алтарю. Он был заставлен подношениями: фруктами, ведическими сладостями, тортами и гирляндами цветов. У каждого паломника в руках находились листы с транскрипцией санскритских молитв к тому моменту, когда издалека послышался частый стук барабанчика. Он все приближался, пока в зале не появилась процессия монахов. Они зажгли лампады и совершили огненную церемонию, посвященную богине Лакшми.
После молитвенных песнопений индуисты отправились на улицу совершать хаван, то есть делать подношения огню и призывать благословение. Пламя, в которое периодически подливалось масло, взлетало выше человеческих голов и согревало, что радовало, так как день выдался пасмурным и довольно холодным.
После ужина, на котором каждому досталась русская еда, наперченная чисто по-индийски, индуисты отправились на концерт, где выступили гости праздника, музыканты из нижегородского общества сознания Кришны.
За окнами темнело, где-то в Индии вовсю шло празднование «Дивали», как, впрочем, и в Нижегородской области. Обитатели монастыря вновь собрались в алтарном зале, чтобы совершить абхишеку - омовение статуэтки богини Лакшми.
- Лакшми олицетворяет энергию удачи, изобилия, счастья, - говорит Илья Куриленко, послушник монастыря, приехавший из Москвы и живущий в «Дивья Локе» уже пять лет. - Мы не просто поклоняемся богине, мы призываем эти энергии, тогда они приходят в жизнь человека.
Затем под пение мантр монахи и паломники двинулись на улицу, в непроглядную ночь. Вереница светлячков во мраке совершала парикраму. Расставленные по краям дорожек свечи слабо освещали путь. Паломники поставили фонарики по контуру знака бога Вишну, одного из главных богов индуизма, олицетворяющего стабильность, и подумали о том, чего бы им хотелось от следующего года.
Кульминацией праздника стало файер-шоу. Огненные птицы озаряли ночную территорию монастыря, трещали бенгальские огни, плясало пламя свечей.
Праздник подошел к концу, но не кончается монашеская жизнь: никакого сквернословия, курения и алкоголя. «Да» - медитациям, вегетарианству и уединению!
материал: Яна Лямина