Корреспонденты "РГ" посетили необычный Центр ведической культуры "Дивья Лока" (в переводе с санскрита - дивный край), который находится в трехстах километрах от приволжской столицы - в Ветлужском районе Нижегородской области.
На краю области
Ветлужский район, с территории которого начинается таежный массив, по праву считается одним из красивейших и экологически чистых в регионе. Видимо поэтому именно здесь сторонники ведической культуры из Украины и многих городов России решили построить свой монастырь, где занимаются самосовершенствованием тела и духа, исповедуя индуизм. Официально он называется Центр ведической культуры "Дивья Лока" и располагается на месте трех заброшенных деревень - Чухломки, Валова и Кривошеихи.
Из центра Нижнего Новгорода мы добирались сюда более четырех часов. Указателей на деревню Чухломка уже не осталось, как, собственно, и ее самой. По навигатору найти это место оказалось тоже непросто: доехали благодаря подробной инструкции послушника Ильи Куриленко. Он встретил нас и сразу предупредил: на территории монастыря не пьют спиртного, не курят, не сквернословят, обращаются друг к другу на "вы".
Сам Илья приехал в "Дивья Локу" из Москвы, где преподавал йогу.
- Меня сразу поразило, что здесь не гонятся за привлечением новых адептов. Само учение и йогины настолько самодостаточны, что им нет нужды бегать за кем-то и засовывать книжки в руки. То учение, которому мы следуем, практика йоги и философия как драгоценность. Было бы неразумно навязывать кому-то драгоценности. Мы проводим семинары и круглые столы, если человеку это близко, он может принять в них участие, - пояснил Куриленко.
В индуизме для того, чтобы стать монахом, необходимо 12 лет нести послушание. Сам же он живет послушником в стенах "Дивья Локи" уже пять лет.
- В наш центр на послушание может приехать любой совершеннолетний человек, не далекий от нашей философии. Религиозного туризма нам уже хватило, поэтому просто любопытным мы можем провести экскурсию. Приехавший к нам даже на неделю человек моложе 25 лет должен обязательно иметь письменное разрешение и благословление от родителей, так как мы очень уважительно относимся к старшему поколению, - рассказал Илья Куриленко.
Территория центра немаленькая - это примерно 300 гектаров земли. На мой вопрос, занимаются ли жители общины сельским хозяйством, последовал ответ:
- Мы пробовали выращивать картошку, на третьем мешке колорадских жуков, которых приходилось вывозить в лес, так как наша религия не позволяет их убивать, мы сдались. Молоко и овощи покупаем у местных бабушек. Сами выращиваем немного клубники и цветы.
Нельзя сказать, что быт монахов и послушников отличается аскетичностью - у каждого члена общины свой мини-домик с отапливаемой комнатой, горячей водой и всеми удобствами. Они питаются два раза в день, придерживаясь вегетарианства. Не употребляют алкоголь и наркотики, практикуют различные виды йоги и молятся своим божествам.
Постоянно в общине проживают 40-50 человек монахов и послушников. Духовный учитель Свами Вишнудевананда Гири проповедует по миру и иногда тоже сюда приезжает.
На территории монастыря располагаются несколько храмов, ландшафтные композиции, всевозможные статуи индийских богов. Есть также дом для почетных гостей, библиотека и хорошая асфальтированная дорога. Все это построено на деньги жертвователей. И хотя периодически у правоохранительных органов возникают вопросы к финансовым потокам "Дивья Локи", обитатели монастыря стараются заниматься благотворительностью: устраивают конкурс на лучший палисадник для местных бабушек из соседних деревень, покупают дому слепых канцтовары, а детскому дому - игрушки. В центре Ветлуги они соорудили деревянную беседку.
Одно из внешних направлений деятельности "Дивья Локи" - это работа над творческим проектом "Коллекции одежды высокой ведической моды". Представителями центра уже создано три таких коллекции. В 2012 году он стали лауреатом 8-го Международного конкурса высокой моды национального костюма "Этно-Эрато", который прошел в Большом концертном зале Дома Правительства Москвы.
Туристы - не индуисты
Столь необычный для нижегородской тайги монастырь приковывает внимание многих туристов, группы которых приезжают сюда практически каждый день. Вход на территорию монастыря свободный, а его хозяева всегда готовы провести экскурсию. Мы сами встретили туристов из Мурманска, которых привела жительница Ветлуги Ирина Голубева.
- Я каждый год здесь раз по десять бываю, - говорит она. - Мне здесь нравится сама атмосфера, поэтому я привожу сюда своих гостей.
Я познакомилась и с местной служительницей - 62-летней, бодрой и веселой Еленой Симоновой. Она поведала о том, как проходит жизнь в стенах монастыря:
- Каждый делает, что может. Кто-то убирает, кто-то готовит… Я сама по профессии архитектор, разрабатывала проекты храмов, которые вы здесь видите.
Эта женщина приезжает сюда из Украины два раза в год: на два месяца весной и на один - осенью.
На вопрос, сколько стоит проживание внутри монастыря, собеседница ответила уклончиво: каждый приезжает с подарками и везет, кто, что может по своим средствам: овощи, фрукты или что-нибудь еще.
На обратном пути мы подвезли до Ветлуги голосовавшую на дороге девушку Галину. Она тоже оказалась прихожанкой "Дивья Локи".
- Я построила дом в деревне Пустошь и хожу ежедневно в храмы монастыря, помогаю общине. Я не хочу становиться монахиней, но эта философия мне близка. Я уверена, что нашла свой путь. Но в дальнейшем хочу открыть свой бизнес и родить детей, - рассказала Галина.
По ее словам, местные жители вовсе не против такого соседства, потому что в Центре им часто дают работу, которая неплохо оплачивается по меркам Ветлужского района. А многие молодые люди стали прихожанами "Дивья Локи".
Зона внимания
Кстати монастырь "Дивья Лока" стал местом пристального внимания журналистов, чиновников и органов внутренних дел после выхода скандального сюжета на одном из федеральных каналов. Авторы телепередачи сравнили общину с сектой "Аум Синрике", а духовного лидера индуистов - с Секо Асахарой.
Религиоведческая экспертиза "Дивья Локи", которая была проведена авторитетными религиоведами - членом экспертного совета комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Анатолием Пчелинцевым и ведущим научным сотрудником Института Европы РАН Романом Лункиным, - показала, что это всего лишь течение индуизма под названием Адвайта-веданта и ничего иного. А проверки, проведенные сотрудниками ГУ МВД России по Нижегородской области, не выявили нарушений законодательства жителями деревень Чухломка и Валово, относящими себя к ведическому центру.
Тем не менее, местные власти не высказывают восторга от такого соседства.
- Члены "Дивья Локи" скупили 43 частных домовладения в деревне Чухломка - здесь и построен монастырь, это примерно 40 гектаров земли. Еще они скупили 350 гектаров сельскохозяйственных земель (паи дольщиков), но при этом не возделывают их. В этом году они выходили на инвестиционный совет Нижегородской области с просьбой разрешить перевести земли под строительство частных домовладений. Местные власти были против этого, инвестиционный совет тоже отказал. Сейчас эти земли зарегистрированы как колхозно-фермерское хозяйство, хотя, по сути, ничего на них не выращивается, - сообщил "РГ" глава администрации Ветлужского района Константин Усенко.
Он высказал опасения по поводу того, что в ближайшем будущем может случиться так, что Ветлужский район Нижегородской области заселят приезжие из разных городов страны последователи индуизма:
- Настораживают их дальнейшие планы. Они заявляли, что собираются поставить пять тысяч коттеджных домиков. Если в каждый из них поселить только по одному человеку, получится - только представьте себе - треть населения нашего района! Это молодые, дееспособные люди, но они не работают и ничего не производят - от них нет отдачи для нашего района. Единственное, что они платят - это налог на землю и строения.
Свое мнение по поводу соседства с "Дивья Локой" глава МСУ Ветлужского района высказал сдержанно:
- У нас многонациональная и многоконфессиональная страна, поэтому мы обязаны соблюдать ее законы. Я не могу сказать, что двумя руками за "Дивья Локу" и ее дальнейшие планы, но и не могу сказать, что против. Моя позиция - настороженность.
Галина Широкалова, религиовед, профессор, доктор социологических наук:
- В "Дивья Локе" находятся люди, которые не приемлют жестокости мира и от этого им ничего не остается, как искать убежища. Когда они его находят, это спасает их от личностного разрушения. Это, на мой взгляд, главная ценность таких поселений. У многих интерес к богатой индийской культуре возник под влиянием родителей, искавших после крушения СССР смысл жизни и вынужденно обратившихся к восточной традиции, которая показалась им более духовной, чем западная. И, наоборот, у старшего поколения интерес к Востоку появился после знакомства с увлечением своих взрослых детей. Один пример: врач, не принявшая реалий современной российской медицины, нашла себя здесь - она и помощь окажет, и в хозяйстве пользу принесет. Все созвучно ее душе, поэтому и живет в "Дивья Локе" уже не в первый раз по несколько месяцев. Монастырь показывает пример бережного отношения друг к другу и к природе.
Сергей Иваненко, ведущий религиовед России, доктор философских наук, член Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС):
- "Дивья Лока" - это очень интересный опыт создания индуистской религиозной организации в глубине России. Мне кажется полезным то, что здесь монахи и прихожане настроены в пользу принципов свободы совести и межконфессиональных контактов. Я думаю, что это должно быть по достоинству оценено нашим обществом и органами государственной власти.