Ксенофобия - ненависть, нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному.
Восприятие иного как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутое в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления.
КСЕНОФОБИЯ (от греч. хenos – чужой, посторонний, и phobos – страх) – негативная установка, иррациональный страх и ненависть к чужакам. Объектами ксенофобии могут быть как конкретные группы – представители чужой религии (иноверцы), расы, племени или нации (иноплеменники, инородцы), государства (иностранцы) и т.п., так и вообще все «чужие» («обобщенный Чужой»), по выражению известного российского социолога Ю.Левады).
Ксенофобия – опасное социально-психологическое явление, подрывающее общественный порядок и наносящее серьезный ущерб как своим жертвам, так и носителям.
Ксенофобия — это социально-психологическое явление, проявляющееся в соответствующих установках субъекта, предрассудках и предубеждениях, социальных стереотипах. В ее основе лежит триада эмоций - гнев, отвращение, презрение, образующих поведенческий комплекс, обусловленный личностным и коллективным уровнем тревожности и агрессии.
В природе ксенофобии лежит естественный страх перед неизвестным. Зачастую в условиях взаимной информационной изоляции сообществ среди не знающих чужих обычаев людей. Так возникает мнение о варварских нравах этих «чужих», иногда искусственно распространяют недостоверные слухи.
Ксенофобия и психологическое манипулирование
Есть предположение о существующей практике намеренной культивации ксенофобии как проверенного метода управления группой лиц (масштаб и ситуации можно варьировать очень разнообразно). Принцип - объединение общей идеей (создание «образа врага», разжигание ненависти / ксенофобии по отношению к кому-либо) ради достижения своих, иногда внешне неочевидных целей.
Исследование проблемы показало, что ксенофобные образы, создаваемые политтехнологами, являются реально действующими субъектами межэтнических отношений и обладают широкими возможностями содержательного и эмоционального воздействия на общественные отношения.
Активное использование в них сюжетных мотивов без критических комментариев формирует у избирателя искаженное и расщепленное представление об объективной реальности, фактически происходит неконтролируемое вторжение в психику людей, манипулирование их сознанием, опосредованное прямыми призывами к насильственным действиям в отношении лиц иной национальности; преднамеренным употреблением в отношении определенной этнической группы или отдельных лиц, входящих в ее состав, слов и выражений, имеющих в сознании избирателя однозначно негативный характер; общей направленностью на нарушение национального, расового, религиозного равноправия....
Редьярд Киплинг
Чужак
Когда мне в ворота стучится Чужак,
Вполне вероятно, что он мне не враг.
Но чуждые звуки его языка
Мешают мне к сердцу принять Чужака.
Быть может, и нету в глазах его лжи,
Но все ж я за ним не чую души.
Когда со своим я имею дела,
Душа его часто отнюдь не бела.
Но если он лжет, я совсем не смущен:
Я тем же манером хитрю, что и он.
Мы купли-продажи свершаем, ворча,
Но все ж нам не нужно искать толмача!
Когда мне в ворота стучится Чужак,
Он зол или добр, не пойму я никак.
И много ли в сердце любви у него?
И много ли перца в крови у него?
И Бога, что дед заповедал ему,
Он чтит ли сегодня, никак не пойму.
Когда со своим я имею дела,
Душа его часто исполнена зла.
Но мир, что мы видим под схожим углом,
Меня заставляет мириться со злом,
И то, что мы чувствуем с ним заодно,
Каков бы он ни был, скрепляет звено!
Твердил мне отец — и я верю отцу:
Конец соответствовать должен концу.
Да будет с единой лозы виноград!
Да будут все овощи с родственных гряд!
Живите ж так, дети, на грешной земле,
Покуда есть хлеб и вино на столе!