Критика сама по себе не несет ничего хорошего, она разрушает сознание, загрязняет речь, но нет ничего хуже, чем дурно отзываться о святых людях, проводниках Бога.
В Ведах, как и в буддизме, сказано, что оскорбление и критика святых – один из страшнейших грехов, потому что святой человек является воплощением нашего собственного божественного сознания. Оскорбляя его, критикуя, мы начинаем разрушать это божественное сознание в себе и искажать картину мира.
Такой поступок аннулирует все накопленные заслуги в жизни, и мы теряем истинное, реальное видение мира.
В Ведах он называется «танцем бешеного слона».
До спаривания слоны ведут себя степенно - когда они ходят, они вытаптывают лишь небольшую тропинку, но во время спаивания слоны начинают вести себя очень активно, они становятся буйными и могут снести за короткое время всю посадку сахарного тростника.
Также и человек, нарушив этот обет благочестия раз, впоследствии сметает все остатки его в своей душе. Веды предупреждают подобных людей: лучше не посещать храмы, если не уверены, что не будете никого оскорблять в них.
Однако, если человек перестанет ходить в храм, то он начнет деградировать, поэтому Веды большую важность придают правильному поведению в храмах, дисциплине в общении с духовенством. Жизнь не имеет смысла, если в ней нет духовного роста, развития, а он невозможен в изоляции от духовной среды.
Человек, оскорбивший святого, быстро видит плоды своих действий. Его жизнь постепенно разрушается, он начинает замечать множество недостатков и негатива в окружающих, его видение мира день за днем загрязняется и меняется на темное. Хорошие отношения, построенные на чистоте, любви, искренности, распадаются и его эмоции только усугубляют это. Он видит нечистое там, где его нет, он подозревает дурное там, где только хорошее.
Окружающие люди – коллеги, дети, родные начинают пугаться его и сторониться, и постепенно отходить, потому что общение с ним оставляет неприятный осадок.
Выход их такого положения есть – это раскаяние. Нужно искренно раскаяться и попросить прощения у святого, которого оскорбил. Святому не нужны эти слова, он всего лишь свидетель очищения души, и он свидетельствует перед Богом о том, что эта душа более не закрыта свету.
Существует и более тяжкое преступление против святого – это нанесение ему побоев или убийство. Однажды Серафима Саровского били по спине, неожиданно появился медведь, и все, кто участвовал в этом, погибли, кроме одного, который успел раскаяться. Таким образом, жизнь и здоровье может стоять под вопросом, если нанесен физический вред святому.
Также нарушением является невысказывание святому должного почтения, неприятие или негатив по отношению к его советам и словам. Святой обладает более чистым видением, чем мы, и его советы, пожелания и наставления действительно касаются самых необходимых вещей для нас, хотя нам так может не казаться. Более того, он может советовать то, что не только нам не близко, но кажется ненужным и лишним. Мы не всегда готовы услышать правду о себе и верим, что святой может помочь нашу жизнь сделать лучше, но его задача – сделать лучше нас.
У святых нет прошлого. Человек, оставивший свою прошлую жизнь и обретший себя в Боге, более не связан с прошлыми деяниями, и упоминать о такой связи некорректно. В Боге рождается он с другими устремлениями, с раскаянием и чаянием на очищение души. «Нет такого святого, который не был бы грешником, и нет такого грешника, который не станет святым» - эти золотые слова как нельзя лучше описывают не влияние прошлого на того, кто стал на путь подвижничества.